King Crimson - THRAK
Year: 1995
Genre: Progressive Rock, Progressive Metal, Industrial Rock, Dark Ambient
Rate: (10/10) **********
Part I
"56 мин. 39 сек. песен о любви, смерти, искуплении и о зрелых мужчинах, которые достигают эрекции"
Продолжаем писать о легендарных альбомах. «THRAK» - одиннадцатый студийник King Crimson, вышедший 3 апреля 1995 года, т.е. ровно 20 лет назад. Отчасти этот альбом включал в себя содержимое предшествующего мини-альбома «VROOOM» 1994 г., хотя и кардинально переработанное. Роберт Фрипп решил вернуться к «способу делания музыки» King Crimson, но столкнулся с небольшой проблемкой. Долго плавая в сольных проектах, Фрипп оброс замечательными музыкантами, с которыми ему не хотелось так просто расставаться – от сотрудничества с Дэвидом Сильвианом ему «достались» два отличнейших музыканта. Первый – это ударник Пэт Мастелотто, вполне достойный KC по мнению Фриппа. Второй – вообще его ученик еще из «Лиги» басист Трэй Ганн. С другой стороны, с Тони Левиным и Биллом Бруфордом расставаться тоже не было никакого смысла. И тогда Роберт снова придумал уникальный формат для своего проекта – двойное трио. Таким образом, King Crimson теперь превратился из квартета в секстет: Фрипп, Белью, Левин, Ганн, Бруфорд, Мастелотто. Есть легенда, что Фриппу пришла в голову идея о таком формате, когда он проезжал мимо музыкального магазина, в котором рядом стояли две ударные установки и две бас-гитары. В ноябре 1994 г. эти парни выпустили «VROOOM» на специально созданном лейбле «Discipline Global Mobile», наполовину принадлежащем Роберту Фриппу, наполовину продюсеру и звукоинженеру, давно уже тесно связанному с Фриппом, Дэвиду Синглтону. Покатавшись до этого немного по миру и записав мини-альбом, участники группы убедились, что еще не ненавидят друг друга, а значит можно работать над полноценным альбомом. Запись происходила с октября по декабрь 1994 г. на студии Питера Гэбриела «Real World».
Сразу после выхода альбома публика, уже слегка подготовленная «VROOOM»’ом, люто принялась посыпать и обмазывать группу дифирамбами, конечно, вполне заслуженными. King Crimson вообще хорош именно тем, что не существует без развития, и упрекнуть его во вторичности материала до сих пор не представлялось возможным. Они просто выключаются, когда музыка заканчивается, и снова включаются, когда она появляется, выдавая, как правило, нечто новаторское и захватывающее. Вот и здесь все, ранее разрабатываемые идеи, как будто сплавились в нечто единое и мощное, чтобы родить что-то новое. Группа увеличилась в полтора раза, а мощь и новизна их музыки эмерджентно удвоились. И как всегда KC оказались четко в «нашем времени», не пытаясь воскресить разложившегося динозавра (хотя Белью в одноименной песне немного и посамоиронизировал), и это при том, что четверо из шести музыкантов играли вместе аж с 1981 г. «THRAK» расширил горизонты изобретательности группы новым звуком – шумным, угловатым, приправленным изысканными гитарными эффектами и нанизанным на фьюженовую структуру. Необычное взаимодействие двух гитар и странный ритм барабанов гипнотизируют и создают ощущение раздвоенности – как будто одновременно слушаешь два совершенно разных трека, но при этом понимаешь, что они слишком во многих местах пересекаются, чтобы быть несвязанными. По мощи и красоте этот альбом должен располагаться, пожалуй, где-то рядом с «Red».
Альбом начинается с крутейшей вещицы «VROOOM», напоминающей о более ранних вещах King Crimson, - это такой связующий с прошлым мостик. Но уже следующая песня-считалочка «Coda: Marine 475» показывает нам лицо нового Малинового Короля, обозначенное в общих чертах еще в предыдущем альбоме «VROOOM», а в этом альбоме, по плану, показанное уже в мельчайших деталях. Исповедь Белью «Dinosaur» была сочинена во время тура по Аргентине в поддержку предыдущего альбома. Это один из сильнейших треков альбома, злая и загадочная хардовая гитара обретает поддержку в лице слегка синкопированных двойных ударных, а хоррор-симфоническая вставка в середине напоминает саундтрек к «Годзилле», подготавливая испуганного слушателя к финалу песни. Следующая песенка «Walking on Air» тоже пришла к нам из прошлого, но только своей атмосферой, ведь тогда не было таких странных полуреверсивных гитарных эффектов – красивая и странная баллада, романтика, но не для людей, а для призраков.
Дальше, впервые в истории King Crimson нас ждет соло на ударных – «B'Boom» - карнавальный барабанный дуэт Бруфорд-Мастелотто пытается вести полноценный сложноразмерный диалог, но, то один, то другой начинают вставлять реплики, барабаны уже начинают друг друга перебивать, и все превращается в ритуальный африканский танец. Соревновательный дух переносится в заглавный «THRAK», два трио создают настоящую звуковую вакханалию – все подчинено пульсирующему примитивному риффу, на нем, как ледяной узор зимой, торчат в разные стороны острые звуки, медленно тающие под солнцем. Немного сгладить наэлектризованную атмосферу принят небольшой кусочек мрачноватой мелодичности – первая часть «Inner Garden». Песенка «People» пришла к нам явно из «волнового» периода – усложненный ритм, гитарные приемы – старомодные вперемешку с новейшими, яркие контрасты и плавающая гармония.
Сияющий скрип «Radio I» и эмбиентный саундскейп «Radio II» красиво обрамляют лиричную, протяжную «One Time», под которую настоящие прог-роковые кавалеры обязательно должны пригласить настоящих прог-роковых дам на медленный танец, на худой конец эту песню можно ставить как колыбельную их новорожденным прог-роковым детям (вот ведь какая опасная штука эти медленные танцы!). Перед горькой правдой жизни еще одно лирическое отступление – вторая часть «Inner Garden». Но не успела скупая мужская слеза доползти до верхней губы, а King Crimson снова впадают в горький сарказм – прогрессивный ритм-н-блюз «Sex Sleep Eat Drink Dream» странным потоком сознания рисует нам экзистенциальную бессмысленность каждого человека, не давая возможности оправдаться и отгородиться высокими целями. А следующая за ней «VROOOM VROOOM» как будто в два раза тяжелее открывающей альбом песни – гитары рвут наше сознание, барабаны колотят тело, а стики и басы грубо толкают прямо в пропасть. В этом треке музыканты как будто отыгрываются за каждую секунду тишины или мелодичности на альбоме. На прощанье безумный секстет сыграет нам сильно затянувшуюся коду «VROOOM VROOOM: Coda», которая по сути является кратким пересказом всего альбома.
Альбом «THRAK», как и другие альбомы King Crimson, выходящие после долгого молчания, доказывает, что молчание это было не от того, что больше нечего сказать, а от того, что нужно все предельно ясно сформулировать. И получившаяся формулировка устроила как фанатов-ветеранов, давно уже привыкших к экспериментам, так и новичков-кримсоманов, приобщившихся к «великому знанию» после «VROOOM» и «THRAK». И тут же многие прог-рокеры начали в худшем случае подражать, а в лучшем - развивать идеи, закинутые Фриппом сотоварищи. У этих стариков, похоже, всегда будет, что сказать, и это что-то мы скоро услышим. Совсем недавно вышел новый концертный альбом, а сам Фрипп подтвердил, что King Crimson работают в студии над тремя новыми песнями. Эта группа действительно находится вне времени, они всегда делают что-то интересное и уникальное, и каждый их альбом – что-то новое в истории музыки человечества. Поэтому давайте вспомним музыку двадцатилетней давности, которая до сих пор звучит так же свежо!
Вторая половина альбома - http://vk.com/wall-50845529_2434
#king_crimson #thrak #progressive_rock #prog_rock #progressive_metal #prog_metal #industrial_rock #dark_ambient #DA_Vision